Разделы сайта

Система функционирования клиринговых палат.

Появившиеся уже в 1993 году специализированные межбанковские клиринговые (расчетные) палаты имели известность скорее на основе новизны явления, нежели основы масштаба или качества работы палат. Даже в 1994 году в работе клиринговых центров практически полностью доминировали.

Модель первая

.

Клиринг с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. Механизм расчетов МКЦ схематично выглядит так: на начало операционного дня все участники должны иметь на корсчетах в МКЦ средства в объеме, необходимом для клиринга, расчетные операции производятся в пределах кредитового остатка на счете соответствующего участника, после завершения клирингового центра участники дебиторы должны покрыть дебетовые остатки по взаимозачету.

В последующем участникам будет предоставляться овердрафт за счет фонда обязательных резервов.

Модель вторая.

Клиринг без депонирования средств на счетах участников в клиринговом учреждении. Фактически эта модель чистого, классического клиринга: каждому участнику банку здесь открывают корсчет, необходимый только для учета обязательств, деньги на нем, по сути, отсутствуют (за рубежом такие счета называются транзитными), на основе поступающих и обрабатываемых документов палата ведет учет взаимных обязательств банков - участников, рассчитываются итоговые сальдо, которые на основном корсчете банков в ЦБ РФ.

Первая проблема, связанная с дальнейшим развитием клиринга в цивилизованном направлении - это несовершенство общей информативно-правовой базы, регламентирующей деятельность кредитных учреждений вообще и клиринговых структур в частности.

Банковские законы РФ определяют основные рамки функционирования финансово-кредитной системы, однако, в них отсутствует конкретный инструментарий, требующийся банкам для эффективной работы.

К примеру, перед клиринговыми учреждениями, использующими безбумажную технологию, стоит проблема неподкрепленности электронных платежей и расчетов соответствующими законным статусом и нормативной базы. В частности, отсутствует специальный закон о расчетах, который бы урегулировал вопросы с платежными документами, "конкретизировал" бы электронную межбанковскую связь.

Требует дополнительной правовой проработки вопрос контроля со стороны Центрального Банка Российской Федерации за деятельностью клиринговых организаций. Очевидно, к числу его полномочий в этой сфере должно относиться право рассмотрения и одобрения (неодобрения) правил данных организаций, право предписания

(изменения) правил, право ограничивать их в определенных действиях и т.п. Вызывает осложнение принятый принцип создания и функционирования филиалов клиринговых учреждений. Согласно временному положению о клиринговом учреждении филиалы могут действовать исключительно как юридические лица и получают лицензии на общих основаниях, что затягивает процесс их создания.

Поэтому, совершенствуя техническую и технологическую основы расчетов, создавая клиринговые учреждения или добиваясь качественного уровня их работы, необходимо формировать и адекватную законодательную и нормативную базу, осуществить разработку единых стандартов и механизмов контроля деятельности клиринговых (расчетных) палат, центров и т.д.

Создание эффективной системы взаиморасчетов предполагает так же решение технических проблем, связанных с банковской деятельностью (операционные коды, акцептование документов и согласование межбанковских процедур). Стандартизация в сфере платежных систем позволяет предотвратить и устранить препятствия в области расчетов, обеспечить безопасность, оперативность и снижения стоимости обработки финансовых операций. Поэтому, отсутствие единых стандартов банковских сообщений в России так же усложняет пользование механизма клиринга российскими кредитными учреждениями.

Кроме того, развитию клиринга в России препятствуют следующие факторы:

- отсутствие электронного рынка активов;

- низкое качество связи в стране и нежелание транзитных коммуникационных сетей брать на себя ответственность за прохождение платежных документов;

- высокая стоимость аппаратно-программного оснащения клирингового учреждения;

- межгосударственные проблемы со странами СНГ.

В России лицензия клиринговому учреждению выдается Банком России.

После получения лицензии клиринговому учреждению в подразделении расчетной сети Банка России открывается корреспондентский счет центра взаимных банковских расчетов, а в самом клиринговом учреждении открываются счета клиентам.

Учредителями клирингового учреждения могут быть кредитные организации, другие юридические и физические лица (за исключением исполнительных органов власти, политических организаций и специализированных общественных фондов).

Клиентами клирингового учреждения могут быть его учредители, а также другие кредитные организации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое об экономике

Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении тенденций развития банковской системы Республики Башкортостан и ее социально-экономической ...

Анализ экономических проблем России 18 века
Во второй половине XVIII века в России сложилась следующая экономическая ситуация: начинается развитие капиталистических отношени ...

Акционерные общества - понятие, сущность, структура и отличие от ООО
В начале 90-х годов во времена перестройки в народном хозяйстве бывшего СССР появились первые признаки многоукладной экономики. Наряду с пре ...

Бизнес-план Производство соевой продукции
На сегодня АООТ “Ейскмолоко” обеспечено всеми необходимыми инженерными коммуникациями и имеет резервы энергетических мощностей ...