Разделы сайта

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:

1. Расчет общего изменения прибыли (Δ Р) от реализации продукции:

где Р1 – прибыль отчетного года;

Р0 – прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δ Р1):

где реализация в отчетном году в ценах отчетного года (p – цена изделия; q – количество изделий);

реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δ Р2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

где Р0 – прибыль базисного года;

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции

где S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;

S0 – себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (ΔР3):

где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

где реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

реализация в базисном году.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔР4):

где - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δ Р5):

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (Δ Р6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

или

где Р – общее изменение прибыли;

Рi – изменение прибыли за счет i-го фактора.

Анализ динамики показателей прибыли приведен в таблице 5. Из данных табл. 5 следует, что доля прибыли в выручке повысилась на 2 пункта и составляет на конец периода 17,9 % за счет уменьшения (с 84,2 до 82,1 %) доли себестоимости. Темп прироста прибыли составляет 45 %, в то время как темп прироста выручки — 28 %. Таким образом, можно говорить о повышении эффективности производства (темп прироста прибыли выше темпа прироста себестоимости).

Таблица 5.

Расчетные данные для анализа динамики показателей прибыли

Показатели  

Код строки

отчета о финансовых результатах

Абсолютные величины,

тыс. руб.

Удельные

веса, %

Изменения  

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

в абсолютных величинах, тыс.руб.(гр.4-гр.З)

в удельных весах, пунктов (гр.6—гр.5)  

в % к величинам на начало периода— темп прироста (гр.7:гр.3)х

lOO

в % к итогам изменений

(

rp

.7:

стр.010 гр.7)х

х100]  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг)

010

67475

86506

100,0

100

19031

0,0

28,2

100,0

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

020

56835

70991

84,2

82,1

14156

-2,1

24,9

74,4

Коммерческие расходы

030

7

-

0,01

-

-7

-

-66,7

-0,5

Управленческие расходы

040

-

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от реализации

050

10633

15515

15,8

17,9

4882

2,1

45,9

25,6

Результат прочей реализации

090

2096

13815

3,1

16

-

-

-

-

Прибыль (убыток) отчетного периода

140

2695

591

4,0

0,7

-2104

-3,3

-78

-11

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Бюджет и налоги как форма производственной деятельности
На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к вывод ...

Виды конкуренции, их особенности и значение для характеристики рынка
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. ...

Анализ внутренней среды предприятия на примере буфета Омского педагогического университета
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые ...

Анализ себестоимости промышленной продукции и резервы ее снижения
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделен ...