Разделы сайта

Место и роль России в мировой торговле.

Структура импорта формируется под влиянием плате­жеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значитель­ный объем импорта продовольствия. Доля потребления импорт­ного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребле­ния продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.

Падают закупки машинно-технической продукции, продук­ции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов.

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторго­вого оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.

Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирова­на, главным образом, на обрабатывающие отрасли и предпола­гает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима под­держка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта мо­жет в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет озна­чать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применя­ющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций ока­зались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической поли­тики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реа­лиями.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другое об экономике

Внешнеэкономическая деятельность виртуального предприятия
Калининградская область - уникальный регион РФ. Оторванность от основной части страны, близость к развитым зарубежным странам Европы создают ...

Анализ использование материальных ресурсов
В современной рыночной экономике и жесткой конкуренции, в условиях переходного периода, в котором находится Украина сегодня, довольно актуал ...

ВНП как обобщающий показатель макроэкономики
В курсовой работе будут решаются следующие важные задачи. Во-первых, мы в сжатой форме объясняем, почему необходимо дать количественную харак ...

Анализ производства продукции животноводства
Скотоводство в общем объёме товарной продукции животноводства составляет около 55 %, обслуживанием крупного рогатого скота на сельскохозяйст ...