Разделы сайта

Прогноз социально-экономического развития региона

В ближайшие годы преодолеть кризисное состояние экономики практически невозможно, поэтому главной задачей на прогнозируемый период (2001—2005 гг.) следует считать ее стабилизацию и улучшение относительного положения республики в Российской Федерации. Руководство республики осознает это и придерживается реалистичных позиций. В частности, в агропромышленном комплексе прогнозируется “догоняющий” вариант развития, направленный на производство высококачественных (в перспективе — экологически чистых) продуктов питания.

Ситуацию, сложившуюся в промышленности Мордовии, повсеместно осложняет то, что республика относится к энергодефицитным регионам (см. выше). В этой ситуации единственный выход — ввод в эксплуатацию собственных генерирующих мощностей. С этой целью в Республике Мордовия запланировано расширение IV очереди Саранской ТЭЦ-2 (стоимостью 206,1 млрд руб.).

Антикризисные меры предусматривают снижение зависимости от поставок сырья, комплектующих, энергии, восстановление экономических связей, сохранение научно-технического потенциала, развитие инфраструктуры. Выход из кризиса предприятий химической, нефтехимической и медико-биологической промышленности может быть ускорен за счет диверсификации производства, повышения рентабельности изделий. На период до 2005 г. по предприятиям этих отраслей планируется повысить производительность труда по сравнению с 1994 г. на 62% (доля прироста продукции за счет роста производительности труда составит 27%). Согласно прогнозу рентабельность до 17,6%. Одновременно должно произойти снижение материалоемкости, энерго- и электроемкости на 6%. В лесоперерабатывающей промышленности и промышленности стройматериалов в настоящее время ситуации улучшается, уже к 2000—2005 гг. они станут новыми отраслями специализации экономики Мордовии.

Систематические исследования инвестиционной деятельности и ее перспектив в Республике Мордовия проводятся начиная с 1995 г. (по методикам и специалистами СОПС и ЭС, ИЭ РАН, Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей и Лаборатории регионального анализа и политической географии Московского госуниверситета при участии Московского национального банка, Института экономики Мордовского госуниверситета). Результаты исследований 1995—1997 гг. показывают, что интегральные значения текущей инвестиционной привлекательности Мордовии соответствуют группе с очень низкой привлекательностью (в нее входят 18% регионов Российской Федерации, в том числе большинство ближайших соседей Мордовии).

В таких регионах требуется, по мнению экспертов, значительное финансирование инвестиций из федерального бюджета и страхование инвестиционных некоммерческих рисков имуществом из федеральной собственности, ввиду того что регионы не располагают достаточным собственным имуществом для залога. Управление инвестиционной деятельностью должно способствовать облегчению межрегионального перелива капиталов и участию субъектов РФ своими бюджетами и привлеченными средствами в конкурсах инвестиционных проектов с долевым государственным финансированием.

Вследствие низкого уровня развития реальных рыночных отношений в регионах указанной группы, многие из которых по уровню социально-экономического развития относятся к так называемым депрессивным регионам, инвестиционная активность в них слабо чувствительна к экономическим методам активизации инвестиционного процесса. Проведенный анализ показывает, что существует настоятельная потребность в повышении инвестиционной привлекательности республики и совершенствовании ее инвестиционной сферы в целях раскрытия недоиспользуемого в настоящее время потенциала. Укрупненный анализ изменения ситуации в 1998 г. свидетельствует, что в быстро меняющихся условиях регионального развития, особенно во второй половине года, с началом структурного финансового кризиса прогнозные оценки, в частности использование количественных показателей инвестиционного климата, теряют, по мнению ведущих социологов и специалистов в прогнозировании, практический смысл. Тем не менее следует подчеркнуть, что:

· в первой половине 1998 г. экономика Мордовии развивалась заметно лучше, чем в 1997 г.;

· существенно расширились межрегиональные и внешнеторговые договорные связи республики;

· Мордовия имеет существенное (хотя и неполное) бюджетное финансирование по федеральным программам развития;

· наиболее ощутимо развитие межрегиональных связей проявляется в программах и договорных отношениях 11 субъектов — членов Ассоциации "Большая Волга", председателем которой с 1998 г. стал Глава Республики Мордовия;

· развивается правовая основа экономического развития республики, основной упор сделан на оптимизацию государственного регулирования социальных и экономических процессов;

· активизировались многие формы информационного и организационного обеспечения инвесторов — в каталоге инвестиционного паспорта Республики Мордовия (подготовлен Республиканской торгово-промышленной палатой, 1998 г.) представлено 76 инвестиционных проектов 46 мордовских предприятий.

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Бюджет и налоги как форма производственной деятельности
На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к вывод ...

Антимонопольная политика РФ, значение и проблемы
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, н ...

Анализ доходов и рентабельности
Анализ доходов, прибыли и рентабельности производственных предприятий всех форм собственности является составной частью анал ...

Бухгалтерский учет и аудит основных фондов
Единые методологические принципы бухгалтерского учета и отчетности в Украине для предприятий, их объединений и хозрасчетных ...