Разделы сайта

Олигополия как одна из рыночных структур

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

Так, существуют рынки совершенной конкуренции, на которых имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Но кроме рынков совершенной конкуренции существуют и рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированных продуктов. Но именно о понятии олигополии (это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно, и которая может формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.) пойдет речь в этом пункте, т.к. для раскрытия темы моей курсовой работы («Анализ ценообразования в картеле») необходимо четко выяснить, что такое картель- термин, который неразрывно связан с понятием олигополии. Отсюда для того, чтобы наиболее полно раскрыть свою тему мне сперва необходимо изучить этот вид (олигополия) несовершенной конкуренции.

Для анализа олигополии как структуры рынка я буду использовать стандартный план изучения рыночной структуры, а также рассмотрю некоторые особенности именно олигополистического рынка и их виды.

1) Кол-во продавцов и покупателей на рынке.

Анализируя к-во и размеры фирм, выходящих на рынок, можно сказать, что олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов (но в некоторых источниках говорится «от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта», например, на восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографическое оборудование и принадлежности в США, прихо­дится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический).

Немногочисленность продавцов на олигополистическом рынке отразилась на названии этой рыночной структуры: слово «олигополия» было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томосом Мором (причисленным римско-католической церковью в 1886г. к лику блаженных и канонизированным в четырехсотлетнюю годовщину его казни, в 1935г.) в ставшем всемирно известном романе «Утопия»: «Но если даже количество овец сильно возрастет, - говорит один из персонажей «Утопии», - то цена на шерсть нисколько не спадет, потому что если продажу ее нельзя назвать монополией, так как этим занято не одно лицо, то во всяком случае это – олигополия. Ведь дело попало в руки немногих и притом богатых людей, которых никакая необходимость не вынуждает продавать раньше, чем это им заблагорассудится, а заблагорассудится им не раньше, чем станет возможным продавать за сколько им заблагорассудится» (первое русское издание вышло в 1789г.). Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т.Мор, а как «конкуренцию немногих», подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов – прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.

Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разреженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разреженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое об экономике

Анализ экономических проблем России 18 века
Во второй половине XVIII века в России сложилась следующая экономическая ситуация: начинается развитие капиталистических отношени ...

Условия самоокупаемости предприятия
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потр ...

Банковский менеджмент структура сущность
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга ба ...

Анализ результативности труда руководителя, специалистов и служащих
Оценка результативности труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения ра ...