Разделы сайта

Олигополия как одна из рыночных структур

Рисунок 1.2.

Между тем сама угроза появления конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р1, поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

Чтобы фирма могла достичь наиболее эффективных для данного вида деятельности размеров, часто требуется значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и во многих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.

Существуют и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:

1)ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;

2)высокие затраты на рекламу;

3)сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.

Большинство этих барьеров характерно и для картеля.

4) Говоря про доступность информации о конъюнктуре олигополистического рынка можно сказать, что на данном рынке существует довольно открытый доступ к сведениям о ней.

Рассмотрев олигополию как структуру рынка уже из некоторых пунктов видно, что она делится на множество видов. Я кратко упомяну о некоторых из них.

Олигополии различаются по концентрации продавцов на одном и том же рынке их подразделяют на плотные и разреженные.

Также олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск (англ. non-collusive oligopoly), или же, напротив, они вступают в сговор (англ. collusion), который может быть явным, открытым (англ. direct, overt) или тайным, скрытым (англ. tacit covert). В первом случае обычно говорят о некооперированной (англ. cooperated, collusive) олигополии, а во втором о коооперированной, одной из форм которой является картель.

Очевидно, что при анализе поведения олигополистов, действующих совершенно независимо друг от друга, определяющее значение имеют различия в предположениях относительно реакции соперников. В зависимости от того, выбирает ли олигополист в качестве управляемой переменной величину выпуска или цену, различают олигополию предприятий, устанавливающих величину выпуска (англ. quantity-setting oligopoly), или просто количественную олигополию предприятий, назначающих цену (англ. prict-setting oligopoly), или ценовую олигополию. Существуют модели количественной олигополии Курно и Чемберлена, а также модель Штакельберга, предполагающая ассиметричное поведение олигополистов, и модели ценовой олигополии Бертрана и Эджуорта.

Но несмотря на такое кол-во видов олигополии, она имеет некоторые общие особенности:

1) Олигополия, на каком бы уровне мы ее не рассматривали имеет два важных момента: межотраслевая конкуренция и импорт продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

2) Пожалуй, самая главная особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения (именно это обстоятельство и подталкивает иногда олигополистов вступить друг с другом в сговор, что иногда и приводит к образованию картеля, потому очень важно рассмотреть эту особенность олигополистического рынка). Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. А это значит, что олигопролист, стремящийся к максимизации прибыли, не может воспользоваться рецептом уравнения предельных затрат и предельной выручки. Ведь величина предельной выручки зависит от характера функции спроса, которая для олигополиста ex ante неизвестна.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое об экономике

Анализ имущественного положения предприятия
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обяз ...

Внешняя торговля Сибири
Совершенствование мирохозяйственных связей сегодня происходит с участием уже не только стран, но и отдельных сегментов национальных экономик ...

Анализ и использование основных производственных фондов и оборудования
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в ...

Анализ использование материальных ресурсов
В современной рыночной экономике и жесткой конкуренции, в условиях переходного периода, в котором находится Украина сегодня, довольно актуал ...