Разделы сайта

Исследование картеля как одной из форм олигополии

Если картель включает все фирмы, действующие в отрасли, отрасль становится монополией, и фирмы получают монопольную прибыль. Фирмам очень выгодно заключать картельные соглашения. Но если картель уже сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путем увеличения квот выпуска или понижения цены. В этом случае фирма нарушитель привлекает дополнительное количество потребителей, в результате чего ее прибыль возрастает. Однако подобным образом могут рассуждать все фирмы-участницы картеля, что ведет к нарушению картельного соглашения. Для поддержания картельных соглашений в течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия продавцов-участников соглашения. В противном случае картельные соглашения были бы, как правило, весьма недолговечными.

Для того чтобы лучше раскрыть понятие картеля как одного из видов олигополии надо подробно рассмотреть его сущность и виды.

Картель – это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.

¨Субмиссионный картель – объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».

¨Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) – устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.

¨Картель согласованных размеров скидок – определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.

¨Картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.

¨Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например: уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.

¨Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое об экономике

Анализ и проектирование операций с недвижимостью
Термин “недвижимость” появился в российском законодательстве со времен Петра I. Однако в ныне действующих законодательных актах еще ...

Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса
В процессе своего развития внешнеэкономические связи стран проходят определённые этапы, смена которых характеризует усиление целостности миро ...

Анализ финансового состояния ООО «Дельта»
Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. В современных условиях дороговизны кредитов, ...

Внешняя торговля Сибири
Совершенствование мирохозяйственных связей сегодня происходит с участием уже не только стран, но и отдельных сегментов национальных экономик ...