Разделы сайта

Построение модели ценообразования в картеле

Поскольку картель – это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы (рис.2.2.).

Рисунок 2.2.

Текущая конкурентная цена – Рс, текущий объем выпуска – Qс. Первоначальное равновесие существует в точке Е (рис.2.2.). При цене Рс каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене Рс являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене Р выпускает q единиц продукции (рис.2.2). При организации картеля и установлении картельной цены Рс фирме разрешен выпуск qс (МR* = МС каждой фирмы).

Допустим, владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество (например, q,), при котором Рм = МС. То есть путем превышения своей квоты фирма может увеличить прибыли с Рм АВС до Рм FGН.

Если же все фирмы превысят свою квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене Рм, то отраслевой выпуск увеличится до Q, (рис.2.2. ).

Каждый месяц существовал бы избыток продукции (Q, - Qс ), и цена стала бы падать, пока этот избыток не исчезнет, то есть до уровня Рс. Таким образом, производители вернулись бы туда, откуда начали.

Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается.

Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.

Таким образом, картели сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договорится об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.

Другое об экономике

ВНП как обобщающий показатель макроэкономики
В курсовой работе будут решаются следующие важные задачи. Во-первых, мы в сжатой форме объясняем, почему необходимо дать количественную харак ...

Анализ внутренней среды предприятия на примере буфета Омского педагогического университета
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые ...

Становление различных систем регулирования капитализма
В первой половине 70-х годов капиталистический мир вступил в полосу кризисных потрясений. Особенно интересно развивался этот кризис в Японии, ...

Взаимовыгодность обмена на конкурентном рынке рента производителя и рента потребителя
В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важн ...