Разделы сайта

Непосильные налоги

Сегодняшняя российская налоговая сис­тема не позволяет развиваться предприятию. Любо­му. Недавно проведенное Гильдией финан­совых аналитиков исследо­вание влияния налогов на деятельность машиностро­ительных предприятий по­казало, что обычный уровень налогообложения в этой от­расли находится в диапазоне от 70 до 120% с выручки (суммы, которая остается у предприятия после того, как оно продаст весь свой товар и расплатится с пос­тавщиками). То есть в худ­шем случае налогообложе­ние столь велико, что, же­лая полностью удовлетворить государство, предприятие просто не может расплатиться со своими смежниками.

В числе проблем налогообложения часто называется:

ü слишком большое количество налогов;

ü слишком высокие налоги на зар­плату;

ü включение в налогооблагаемую базу многих расходов, которые по сути являют­ся инвестициями (реклама, продвижение товара, проценты за кредит, финансирова­ние рискованных разработок и т. д.);

ü сох­ранение налогов с оборота.

Предприниматели настаивают на том, что количество налогов не должно превы­шать десяти. Уровень налогов они готовы обсуждать. Он должен быть не обязательно низким, но таким, чтобы не возникало не­обходимости уходить в «серые» схемы.

«Серые» схемы — оборотная сторона по­давляющей бизнес налоговой системы, по которой люди устанавливают сами максимальный процент, который они будут платить государству. Это скорее эмоции. На самом деле от «серых» схем все устали, поскольку они порождают целую цепочку ограничений для развития бизнеса:

1) вечный страх перед налоговой инспекци­ей, необходимость налаживания отноше­ний с местными властями или поиск иной защиты. Эти последствия «независимой оптимизации» налоговых выплат порож­дают то, что сами предприниматели назы­вают «государственным рэкетом»;

2) непрозрачность бухгалте­рии и, как следствие, невозможность привлечь внешний капитал под свою «прозрачную» собственность. Это особен­но важно для компаний, развитие кото­рых требует большого внешнего финан­сирования. Таким образом, желая выжить и уклоняясь от налогов, компании авто­матически обрубают себе возможность роста;

3) неравные условия конкуренции между крупными компаниями, возможности ухода от нало­гов у которых минимальны, и их мелкими конкурентами. Казалось бы, крупные компании находятся в преимуществен­ном положении благодаря масштабу сво­ей деятельности. Однако налогообложе­ние столь велико, что в результате того, что одни платят, а другие нет, затраты на создание одного и того же продукта у крупной и мелкой фирмы могут разли­чаться вдвое, — и тот бизнес, который должен был стать лидером отрасли, ока­зывается в ущемленном положении.

Так что причин для изменения налого­вой системы более чем достаточно. Но ка­кова будет концепция этих изменений? Производители не поддерживают идею дифференциации налогов по отраслевому признаку, поскольку это противоречит идее упрощения системы. Называются только два случая, когда дифференциро­ванный подход необходим, — это вновь образованные предприятия, которым нуж­ны «налоговые каникулы», и инновацион­ные предприятия, для которых важно ис­ключение из налогооблагаемой базы рас­ходов на финансирование всех новых раз­работок.

Другое об экономике

Анализ использование материальных ресурсов
В современной рыночной экономике и жесткой конкуренции, в условиях переходного периода, в котором находится Украина сегодня, довольно актуал ...

Женское предпринимательство
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся ...

Анализ экономических проблем России 18 века
Во второй половине XVIII века в России сложилась следующая экономическая ситуация: начинается развитие капиталистических отношени ...

Виды форм собственности предприятий
В развитой рыночной экономике действуют четыре ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия различных форм собственности, ...