Разделы сайта

Сущность промышленного переворота в Англии

Полностью использовать преимущества машинного производ­ства оказалось возможным только с появлением парового двига­теля, и поэтому изобретение парового двигателя считается централь­ным событием промышленного переворота.

Первые паровые машины появились еще в XVII в., но их на­значение было узким — это были, в сущности, паровые насосы для откачки воды из шахт. Универсальный паровой двигатель, который можно было применять в разных отраслях промышленности и на транспорте, сконструировал лондонский университетский механик Джеме Уатт в 1782г. Так как он не был членом цеховой корпора­ции механиков, городские власти не могли ему разрешить зани­маться изобретательством.Свою работу он мог выполнить только в университетских лабораториях, потому что университеты пользо­вались автономией и были неподвластны городу.

История паровой машины лишний раз доказывает, что про­мышленный переворот — не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней забыли, как забыли, очевидно, и обо многих других «несвоевременных» изобретениях.

Нет необходимости прослеживать промышленный переворот во всех отраслях промышленности. В металлургии, например, он отличался значительными особенностями. Некоторые процессы здесь были механизированы и до промышленного переворота (ме­ханические молоты, механическое дутье вдомне), адругие и после переворота долго оставались ручными — засыпка шихты в печь, разливка чугуна или стали. Дело в том, что металлургия относит­ся не к механическим, а к химическим производствам, и основ­ные производственные процессы здесь не зависят от скорости движений рабочего, т.е. механических движений: пока плавка чугуна не закончена, он должен оставаться в печи. Поэтому ме­ханизация таких химических производств невозможна. Можно механизировать лишь вспомогательные работы, но их механиза­ция не ускоряет производственного процесса. Промышленным переворотом в таких производствах считается изменение техно­логии, которое позволяло увеличить и удешевить выпуск продукции.

Для английской металлургии это означало переход от древес­ного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке; Англия была вынуждена ввозить металл из других стран, в основном из России.

В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт — способ переплавки этого чугуна на железо также на ка­менном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Анг­лии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.

Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Переворот на­чался с легкой промышленности, но в ходе него создавался рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой про­мышленности, требовалось много металла, а это вызвало перево­рот в металлургии; спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это выз­вало переворот в машиностроении — рождение машиностроитель­ных заводов; но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.

Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его ис­пользовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вто­рично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И толь­ко после этого в Англии стали строить пароходы.

В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Желез­ные дороги не сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами. Существо­вало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рель­сам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы ди­лижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию. '

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое об экономике

Бухгалтерский учет и аудит основных фондов
Единые методологические принципы бухгалтерского учета и отчетности в Украине для предприятий, их объединений и хозрасчетных ...

Внешнеэкономическая деятельность России
Конец XX — начало XXI века является периодом формиро­вания новой системы мирового хозяйства со свойственной ей ие­рархией тех или ин ...

Анализ финансового рычага
«Промышленное производство находится в зависимости от целого ряда факторов: состояние техники, рабочей силы, рынка капитала и т ...

Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия
Глубинные преобразования в политической, экономической и социальной сферах пореформенной России поставили новые проблемы перед органами в ...