Разделы сайта

Понятие издержек , виды и классификация

Понятие затрат предприятия существенно различается в за­висимости от их экономического назначения. Четкое разграни­чение затрат по их роли в процессе воспроизводства является оп­ределяющим моментом в теории и практической деятельности, о соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, оп­ределяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

• затраты на производство и реализацию продукции, обра­зующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

• затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капи­тального характера под новую или модернизированную продук­цию. Они расширяют применяемые факторы производства, уве­личивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вло­жений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для но­вого производства. Эти затраты имеют особые источники финан­сирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;

• затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, фор­мируемых в основном из распределяемой прибыли [ 20, т.2, с.45].

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе про­изводства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и дру­гих затрат некапитального характера. Они включаются в себесто­имость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятель­ности предприятия.

Наиболее общее понятие издержек производства фирм у зарубежных авторов определяется как затраты на вво­димые факторы или экономические ресурсы. Все издержки при­нимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики [ 35, c. 84].

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под эко­номическими издержками понимаются все виды выплат фирмы по­ставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных).

Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топ­лива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа из­держек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие за­тратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владель­цам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериаль­ных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный, дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что по­зволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:

(1.1.)

Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские — исчисляются на практике: при подсчете реаль­ной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п. [ 29, c. 182].

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое об экономике

Анализ себестоимости продукции предприятия
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подраздел ...

Банковский менеджмент структура сущность
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга ба ...

Анализ факторов цнообразования на примере конкретного предприятия
дним из ключевых элементов рыночной экономики является цена, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономи ...

Важнейшие проблемы российского производства
Производители отмечают, что бизнес за последние два-три года стал более разумным, более ориентированным на долгосрочные цели. Профессионализ ...