Разделы сайта

Эффективность конкурентного равновесия.

Рассмотренные выше понятия дают возможность увидеть с других позиций, почему конкурентное равновесие является эффективным. Они также используются для анализа последствий, связанных с монополией и другими отклонениями.

Итак покажем, что в состоянии равновесия на совершенно конкурентном рынке сумма излишка для потребителей и излишка для производителей максимальна. Мы сводит воедино результаты анализа рис. 1 и 3.

Рассмотрим равновесие в точке E на рис. 4. Предположим, что вместо равновесного выпуска Q0, выпуск составил только Q1. Сколько выиграло бы общество за счет расширения выпуска до Q2? Мы видели ранее, что возрастающий выпуск увеличивает социальное благосостояние в том случае, если определенное потребителями предельная ценность превышает величину общественных затрат дополнительно требуемых ресурсов, которые задаются предельными издержками. Используя только что разработанные концепции излишка, мы можем теперь доказать, что выигрыш в благосостоянии для общества в целом представляет собой прирост излишка для потребителей плюс прирост излишка для производителей. Эта сумма равняется затененной площади, заключенной между кривой спроса и кривой S. Таким образом, у нас есть готовая мера выгодности расширения выпуска продукции любой отрасли для общества в целом.

Рис. 4

Ценность расширения выпуска продукции любой отрасли для общества равняется сумме добавочного излишка для потребителей и добавочного излишка для производителей. Эта величина задается площадью фигуры, заключенной между кривыми спроса предложения в пределах между старым и новым объемами выпуска продукции.

На рис. 4 общественная полезность в результате увеличения выпуска с Q1 до Q2 измеряется затененной площадью, обозначенной A. Из рисунка ясно, что в данной ситуации имеет место чистый прирост полезности. При объеме выпуска Q1 предельная ценность для потребителей превышает предельные издержки, так что увеличение выпуска до Q2 повышает благосостояние на величину всей площади, обозначенной A. Таким образом, выпуск следует увеличить до Q2. Но при Q2 предельная ценность все еще превышает величину предельных издержек, так что выпуск следует наращивать и дальше. Фактически он должен все время увеличиваться до точки Q0, так как увеличение с Q2 до Q0 повысит совокупный излишек на величину, равную площади B. Если выпуск увеличивается за пределы Q0, то совокупный излишек падает, потому что потребители оценивают дополнительный выпуск ниже предельных издержек его производства. Таким образом, в точке Q0 сумма излишка для потребителей и для производителей максимизируется.

Анализ излишка для потребителей и производителей показывает, почему совершенно конкурентное равновесие является эффективным. Любое отклонение от него ухудшает положение и покупателей, и продавцов. Если объем выпуска ниже уровня конкурентного равновесия, то товара производится недостаточно и имеет место чистый выигрыш для производителей и потребителей, если этот товар производится в большем количестве. Если объем выпуска выше уровня равновесия, то сокращение выпуска увеличит сумму излишка для потребителей и для производителей, обусловливая, таким образом, чистый выигрыш для общества в целом.

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Конкуренция и ее влияние на рыночною цену
В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции.Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии с ...

Банкротство предприятий в современных условиях
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перера ...

Анализ деятельности российских зарубежных банков в 90-х годах XX века
С момента своего основания нынешние росзагранбанки играли заметную роль в деле обслуживания внешней торговли страны. Первые из них воз ...

Женское предпринимательство
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся ...