Разделы сайта

Совершенная конкуренция.

Теория совершенно конкурентного рынка может без всяких изме­нений применяться для отдельных реально действующих отраслей ли­бо служить основой для выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух ос­новополагающих предположений:

1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются к таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею то­вара;

2) отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, яв­ляется свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фир­ма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Из первого предположения вытекает, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, т. е. спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе нс означает, что фирма может продавать любое количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влия­ния на цену товара.

Как и в случае издержек, введем понятия суммарного и среднего дохода (определение предельного дохода мы дали ранее):

— суммарный доход

(TR) — общая сумма поступлений от прода­жи всех единиц товара. Если продано (q /единиц товара по цене p руб. за единицу, то TR = q*p ;

— средний доход

(AR) — доход, получаемый за единицу продан­ной продукции. Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равняется цене продаваемого товара.

Поскольку предельный доход(MR) определяется как сумма, по­лученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать вывод, что в условиях абсолютно конкурентного рынка MR также равняется цене товара.

Из вышесказанного следует: если поведение отдельной фирмы не оказывает воздействия на цену реализуемого ею товара, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они представляют собой одну и ту же горизонталь­ную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равняется предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила 2) цена должна равняться предельным издержкам.

Другое об экономике

Анализ себестоимости продукции предприятия
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подраздел ...

Анализ внутренней среды предприятия на примере буфета Омского педагогического университета
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые ...

Взаимовыгодность обмена на конкурентном рынке рента производителя и рента потребителя
В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важн ...

Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса
В процессе своего развития внешнеэкономические связи стран проходят определённые этапы, смена которых характеризует усиление целостности миро ...