Разделы сайта

Монополия

Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран за­фиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандар­там и т.п.; напомним: официально картели запрещены) и объеди­ненными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потре­бителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, одна­ко, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку из­держки у новоявленного колосса не были ниже, чем у мелких произ­водителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным уча­стникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спо­койно и безнаказанно покидать его. Как, например, можно кому-то помешать торговать чаем? В итоге рано или поздно «созданные на пустом месте» картели обязательно разваливались.

Иное дело отрасли, где крупные предприятия имеют более низ­кие издержки, чем конкуренты. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль (см. параграф 8.1), а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок. Грозит ли, скажем, в обозри­мом будущем что-нибудь монополии российской фирмы «Центр им. Хруничева»— производителя тяжелых космических ракет «Про­тон » ? Теоретически носители подобного класса сложности способ­ны спроектировать и освоить 4-5 ведущих частных и государствен­ных аэрокосмических компаний мира. Но на практике для этого нужны столь крупные капиталовложения, что даже американцы десятилетиями не могут найти на них денег. И в случае надобности запускают свои тяжелые грузы в космос русскими ракетами — бла­го после окончания «холодной войны» такая возможность суще­ствует.

Важным частным случаем монополистической структуры рын­ка, формирующейся на основе преимуществ крупного производства, являются естественные монополии.

Они возникают в том случае, когда единственный произво­дитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сде­лать несколько конкурирующих между собой фирм. Ведь в отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер пред­приятия больше реального размера рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к 100%-ному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти-то рекордно низкие издержки и служат естественным экономи­ческим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль.

Рыночное равновесие в условиях монополии

Для анализа рыночного поведения фир­мы-монополиста вернемся к графику установления оптимального объема про­изводства фирмой, действующей в условиях несовершенной конку­ренции, и посмотрим, какие черты он приобре­тает на монополизиро­ванном рынке.

Фирма-отрасль

Первой особенностью этого хорошо зна­комого нам графика применительно к мо­нополии является то, что в данном случае он справедлив не только для отдельной фирмы, но и для всей отрасли. В самом деле, монопо­лист является фирмой-отраслью, кроме него соответствующую про­дукцию никто не производит. Поэтому рис. 9.2 одновременно отра­жает и процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое об экономике

Внешнеэкономическая деятельность Мордовии
Республика Мордовия – сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. По территории (26,2 тыс. кв. км) и численности населения (95 ...

Неолиберальная экономическая концепция
Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились еще в древнем мире. Еще когда челов ...

Бизнес-план торгового предприятия
В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом , используемым во всех сферах предпринимательства . Бизнес – пл ...

Анализ и организация производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы Орикс
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессиона ...