Разделы сайта

Экономическая оценка основных фондов и ее влияние на ценообразование результатов труда.

Та -продолжительность амортизационного периода (среднегодовое исчисление);

Ф - среднегодовая стоимость основных фондов. Недостаток данной системы учета износа основных фондов заключается в том, что амортизационный период, будучи не связанным с фактическим активным временем функционирования фондов и нормативной величиной планируемой к выпуску продукции, ориентирует предприятие на включение в издержки производства всей суммы амортизации фондов независимо от фактической работы оборудования, машин, независимо от конечных результатов.

Основными направлениями преодоления указанного недостатка являются меры по совершенствованию системы оплаты за производственные фонды, арендных и лизинговых отношений в условиях перехода предприятий на полный хозяйственный расчет.

Существующая ныне плата за фонды не решает вопроса о стимулировании работы основных фондов.

По первоначальному замыслу плата за фонды должна была стимулировать коллективы использовать оборудование более эффективно, не допускать его простоев, поскольку это означало бы оплату за неработающее оборудование.

Позже плата за производственные фонды в СССР представляла собой одну из форм распределения прибыли между хозрасчетными предприятиями и государством. С 1966 г. применяется плата за производственные фонды на промышленных и других хозрасчетных предприятиях материальной сферы производства, переведенных на принципы хозяйственного расчета.

Плата за производственные фонды призвана способствовать рациональному использованию производственных фондов, усилению экономической заинтересованности предприятий в увеличении фондоотдачи и повышении эффективности капитальных вложений. Но поставленная цель не была реализована в полной мере.

В условиях командно-административной системы управления такой подход не мог не привести к деформациям, которые обернулись снижением эффективности функционирования производственных фондов. Это произошло вследствие того, что очень часто планируется к вводу значительно большее количество производственных фондов, чем возможно эффективно их освоить. Ярким тому примером является создание избыточных рабочих мест.

Видимое благополучие огромного роста производственных фондов на поверку оборачивалось ростом дефицита на все виды ресурсов - сырья, материалов, оборудования при строительстве все новых объектов. Тем не менее к 1976 г. плата за производственные фонды в промышленности составила 23% от полученной прибыли.

Нормативы платы за производственные фонды устанавливаются на длительное время для производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Ставка в промышленности равна 6°/о, а в отдельных отраслях, где низкая рентабельность - 3%. На предприятиях, где прибыль не обеспечивает формирования фондов экономического стимулирования, а также на убыточных предприятиях, плата за фонды не взимается. В таких отраслях промышленности, как табачная, чаеразвесочная, плата за фонды повышена до 10%. Совхозы, переведенные на хозяйственный расчет, при рентабельности (к себестоимости) не менее 25% платят за производственные фонды в размере 1% от стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения.

Плата за производственные фонды взимается с первоначальной стоимости основных производственных фондов, что по замыслу авторов нововведения должно повышать заинтересованность предприятий в своевременном обновлении их и повышении технического уровня всех отраслей материального производства.

Плата за производственные фонды не взималась с производственных фондов, созданных за счет фонда развития производства, в течение 2х лет: созданных за счет банковских ссуд, - до их погашения; вновь введенных в действие предприятий, цехов, участков, установок - на период освоения производственных мощностей в пределах нормативного срока. Сооружения, предназначенные для очистки воды и воздуха от вредных условий производства, и сооружения, обеспечивающие охрану труда и окружающей среды, полностью освобождаются от платы.

В данном случае не всегда имеется экономическое обоснование величины норматива платы за производственные фонды. Опыт перестройки уже теперь вносит в практику поправки, которые нуждаются в теоретических обобщениях и которые будут способствовать развитию разнообразных форм использования производственных ресурсов. Большие возможности содержатся и в арендных отношениях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое об экономике

Антимонопольная политика РФ, значение и проблемы
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, н ...

Анализ использования рабочего времени и пути сокращения непроизводственных затрат и потерь рабочего времени
3 Совершен ...

Анализ прибора
Постановка задания и исходные данные. На предприятии, которое выпускает широкий ассортимент радиоэлектронных измерительных приборов, пров ...

Бизнес-план торгового предприятия
В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом , используемым во всех сферах предпринимательства . Бизнес – пл ...