Разделы сайта

Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов

Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса на цену и доходы покупателей.

Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный, - если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции.

По данным в табл. 1 определим коэффициенты ценовой эластичности по изделию D.

Сравнив полученные результаты, нетрудно заметить, что темп снижения спроса значительно опережает темп прироста цен. Поэтому можно сделать вывод об относительной эластичности спроса на данную продукцию, хотя в условиях инфляции эластичность спроса снижается, так как возникает психологическая адаптация к росту цен. Предприятие выбрало вариант цены 7800 руб., хотя спрос при такой цене и выручка ниже, чем при цене 6000 руб. Но поскольку целью данного предприятия является не завоевание рынков сбыта, а получение максимума прибыли, то этот вариант цены более выгодный, потому что он позволяет получить большую сумму прибыли, чем по другим вариантам.

Таблица 1

Эластичность спроса на продукцию

D

Цена, млн

Объем спроса, туб

Темп прироста, %

Коэффициент эластичности спроса

Величина, млн. руб.

цены

Объема спроса

выручки

затрат

прибыли

6,00

3000

18000

13250

4750

6.25

2850

+4,16

-5,00

1,20

17812

12837

4975

6,50

2700

+4,00

-7,00

1,75

17550

12425

5125

7,00

2400

+7,70

-11,10

1,42

16800

11600

5100

7,50

2150

+7,14

-10,40

1,45

16125

10912

5213

7,80

2050

+4,00

-4,65

1,16

15990

10638

5325

8,00

1950

+2,56

-4,87

1,90

15600

10 360

5240

8,20

1870

+2,50

-4,10

1,64

15334

10142

5192

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Анализ динамики развития топливных отраслей в Уральском экономическом районе
Цель данной работы – анализ динамики развития топливных отраслей Уральского экономического района за период последнего десятилетия, а та ...

Банковский менеджмент структура сущность
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга ба ...

Актуальные проблемы развития современной рыночной инфраструктуры
Как любая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые исп ...

Неолиберальная экономическая концепция
Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились еще в древнем мире. Еще когда челов ...