Разделы сайта

Модели рынков

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой модели рынков:

1. Чистая конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Чистая монополия.

Рассмотрим их особенности.

Чистая (совершенная) конкуренция

— это рыночная ситуация, которая характеризуется большим количеством рыночных агентов (как продавцов, так и покупателей), выпуском однородного продукта, полным знанием рыночных цен и объемов выпуска продукции, высокой мобильностью ресурсов. Проанализируем данные и другие признаки.

Большое количество рыночных агентов. При совершенной конкуренции рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене.

Выпуск однородного продукта. При совершенной конкуренции продукция одной фирмы не отличается от продукции, произведённой другими фирмами на рынке. Это — важное условие, которое обеспечивает индифферентность покупателя относительно продавца, пока остается одинаковая цена. Но следует помнить, что продукт может быть оценен не только по его физическими товарными характеристиками. Например, разные пивбары продают одинаковое пиво, но их продукт может быть разным вследствие другого оформления зала, лучшего размещения.

Полное знание рыночных цен и объемов продукции. При совершенной конкуренции необходимо, чтобы потребители, фирмы-производители и собственники ресурсов имели полное представление про соответствующие экологические и технологические условия. Потребители должны располагать всей ценовой информацией. Фирмы-производители также должны иметь доступ к любой ценовой или технологической информации. Собственники ресурсов должны знать все о возможностях своих ресурсов. Итак, все имеют равную возможность принимать участие в процессе купли-продажи, производства и сбыта.

Высокая мобильность ресурсов. Совершенная конкуренция требует того, чтобы все ресурсы были полностью мобильными. Другими словами, каждая ресурсная единица должна иметь возможность свободно входить на рынок или выходить из него, быстро переключаясь с одного способа использования на другого. Это означает, что:

— трудовые ресурсы могут свободно и легко перемещаться из региона в регион, из одного вида деятельности в другой;

— сырьевые источники не могут быть замонополизированы;

— новая фирма может легко войти и выйти из области, так как нет экономических, правовых, технологических, патентовых, финансовых барьеров для входа фирмы на рынок и выхода из рынка.

Неценовая конкуренция и контроль над ценой отсутствуют.

Монополистическая конкуренция

— это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают подобную, но не идентичную продукцию.

Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

1. Товар каждой фирмы, которая торгует на рынке, является несовершенным заменителем товаров, которые реализуют другие фирмы.

Продукт каждого продавца имеет исключительные качества или характеристики, которые объясняют тот факт, что некоторые покупатели предоставляют преимущества товара определенного продавца. Например, покупатели будут готовы заплатить высокую цену за туфли, выработанные конкретным продавцом, если они считают, что эти туфли более удобные. Дифференциация товара означает, что предмет, который продается на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может осуществляться через настоящие качественные отличия между продуктами или через отличия, которые происходят из-за отличий в рекламе, престиже торговой марки и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое об экономике

Бизнес план создания нового предприятия
История предпринимательства в сфере обслуживания уходит своими корнями еще в эпоху древних Греции, Рима, Египта. И тогда и сейчас в этой ...

Анализ внутренней среды предприятия на примере буфета Омского педагогического университета
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые ...

Актуальные проблемы развития современной рыночной инфраструктуры
Как любая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые исп ...

Понятие конкуренции, ее виды и методы
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы ...