Разделы сайта

Модели рынков

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую частицу рыночного спроса на товар, которые реализуют фирма и ее соперники.

3. Продавцы на рынке не обращают внимания на реакцию своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары, или когда выбирают ориентир относительно объема продажи.

Эта особенность -- следствие все-таки относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше товара, снижает свою цену на 20% с пары обуви, то, вероятно, что прирост объема его продажи произойдёт за счет многих, а не нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что доля на рынке какого-либо отдельного конкурента не снизится через уменьшение продажной цены любой другой фирмой.

4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией притягивает новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легкий, как при совершенной конкуренции, так как новые продавцы часто ощущают трудность со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Уже функционирующие фирмы со стойкой репутацией могут сохранить свое преимущество над новыми производителями.

5. Контроль над ценой незначительный.

Олигополия— это рыночная структура, которая характеризуется очень небольшим количеством продавцов, взаимозависимых между собой, а появление новых продавцов затрудненная или невозможная.

Олигополистические характеризуются:

1. Всего несколько фирм поставляют весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как однородным или стандартизированной (алюминий, цинк, медь, сталь, цемент, технический спирт и т.п.), так и дифференцированным (автомобиле, сигареты, бытовые электроприборы, пиво, стиральные средства, ковры и т.п.).

2. Некоторые фирмы при олигополии владеют большими рыночными долями. А, следовательно, некоторые фирмы на рынке владеют способностью влиять на цену товара.

3. Фирмы при олигополии отдают себе отчет о своей взаимозависимости. Продавцы всегда учитывают реакцию своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры для объемов продажи, величину рекламных затрат и т.п.

4. Наличие определённых барьеров для входа на рынок (владение патентами, контроль над стратегическим сырьем, расходы на рекламу).

Олигополистические рынки можно классифицировать по разным критериями. Если фирмы вырабатывают однородный продукт (цемент, медь и т.п.), то отраслевой рынок называют чисто олигополистическим; если же они изготовляют дифференцированный продукт (автомобили, сигареты и т.п.), то отраслевой рынок называют дифференцированно олигополистическим.

5. Для олигополии характерна неценовая конкуренция, особенно при дифференциации продукта.

Чистая монополия

— это рыночная ситуация, при которой на рынке существует только один продавец и нет близкого заменителя продукта, который он производит.

Характерные черты:

1. Уникальность продукта.

2. Владение основными видами сырья. Одна фирма может полностью контролировать снабжение основного вида сырья, которое необходимо для производства продукта.

3. Низкие средние затраты. Фирма может стать монополистом потому, что средние затраты производства продукта достигают минимума при довольно большом уровне выпуска продукции. Другими словами, массовое производство сопровождается низкими средними затратами, которых тяжело достичь при незначительном уровне производства. Это служит барьером для входа других фирм на данный рынок.

4. Патентные права. Фирма может иметь монополию на товар, владея патентом на определенный продукт или технологический процесс, который используется во время производства продукта. Но патенты обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. В Украине срок действия патента на изобретение — 20, на полезную модель — 5, на промышленный образец — 10 лет.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое об экономике

Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений
Существую два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика. Остановимся поподробнее на ...

Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия
Глубинные преобразования в политической, экономической и социальной сферах пореформенной России поставили новые проблемы перед органами в ...

Бизнес-план пластиковых изделий
Тема данного курсового проекта "Бизнес-план" В данном курсовом приводятся обоснования эффективности организации производства ...

Анализ динамики развития топливных отраслей в Уральском экономическом районе
Цель данной работы – анализ динамики развития топливных отраслей Уральского экономического района за период последнего десятилетия, а та ...