Разделы сайта

Модели рынков

5. Особые привилегии (лицензии). Фирма может стать монополистом вследствие государственного разрешения (лицензии), которое выдается специальным правительственным органом. Фирме предоставляется право выпускать какой-то продукт либо предоставлять услуги в определенном районе. В обмен на это право фирма соглашается с тем, что правительство установит контроль над ней и будет регулировать определенные аспекты ее деятельности. Например, правительство может установить ценовые ограничения.

6. Естественная и билатеральная монополия. Естественная монополия возникает в той области, где любое количество продукции вырабатывается с меньшими затратами именно одной фирмой, а не двумя или больше фирмами. Этого преимущественно предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи. Билатеральная (двусторонняя) монополия возникает тогда, если монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем. Например, если бы лишь одна фирма вырабатывала пластмассовые бутылки и лишь одна фирма использовала их, то это и был бы случай билатеральной монополии.

7. В неценовой конкуренции упор идёт главным образом на рекламу.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в виде таблицы (таб. 1).

Таблица 1

-- Характерные черты четырёх основных моделей рынка.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА

МОДЕЛЬ РЫНКА

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

1. Число фирм

очень большое число

много

несколько

одна

2. Тип продукта

стандартизированный (или однородный)

дифференцированный

стандартизированный или дифференцированный

уникальный, нет близких заменителей

3. Контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью

значительный

4. Условия вступления в отрасль

очень лёгкие, препятствия отсутствуют

сравнительно лёгкие

наличие существенных препятствий

заблокировано

5. Неценовая конкуренция

отсутствует

значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. д.

очень типична, особенно при дифференциации продукта

главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями

6. Примеры

сельское хозяйство

производство одежды, лекарственных средств

производство сталей, автомобилей, многих бытовых электроприборов

местные предприятия общественного пользования

Рассмотренные выше рыночные модели можно поделить на две группы: реальные и идеальные. К реальным моделям можно отнести монополистическую конкуренцию и олигополию, к идеальным -- совершенную конкуренцию и чистую монополию. Олигополия и монополистическая конкуренция имеют место на многих реально существующих рынках. Совершенная конкуренция и чистая монополия не характерны для каких-нибудь реально существующих рынков, а представляют собой идеальные типы рыночных структур. Конечно, понятие "идеальные рыночные структуры" означает не то, что эти структуры "хорошие", а то, что они существуют как абстрактные идеи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое об экономике

Анализ состава, структуры и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответс ...

Анализ и проектирование операций с недвижимостью
Термин “недвижимость” появился в российском законодательстве со времен Петра I. Однако в ныне действующих законодательных актах еще ...

Бюджет и налоги как форма производственной деятельности
На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к вывод ...

Анализ и выбор стратегических позиций
Компания «РАЭСК-АКВА» с 1995 года производит и поставляет на российский рынок широкий спектр водоочистного оборудования от сравнит ...