Разделы сайта

Экономическая категория конкуренции.

Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы по цене 3,05$, если множество её конкурентов продают идентичный продукт за 3$. Наоборот, вследствие того, что фирма может продать столько, сколько она считает необходимым, она не будет продавать данный товар по 2,95$, так как это приведёт к уменьшению прибыли.

2. Каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

3. Барьеры для входа в рынок (и ухода с него) отсутствуют: нет ни законодательных, ни технологических, ни финансовых препятствий, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

4. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения, или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны.

5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке.

Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом её ценность.

Для характеристики совершенной конкуренции удобно воспользоваться кривыми спроса и предложения.

На рисунке совмещены кривая общего спроса множества потребителей и кривая общего предложения множества производителей. Точка пересечения кривых определяет равновесную цену товара, при которой общий объем спроса совпадает с общим объемом предложения.

Если цена товара равна p1, то есть выше равновесной, то общий объем предложения будет соответствовать точке b на кривой SS, а общий объем спроса - точке а на кривой DD. В результате будет иметь место превышение предложения над спросом. На рис.1 этот избыток предложения равен длине отрезка аb. Практически это выразится в росте запасов товара у производителей. Производители заинтересованные в продаже товара, будут вынуждены снижать цену. Уменьшение цены приведет к снижению объема предложения и увеличению объема спроса. В результате под воздействием интересов производителей в реализации произведенного товара и интересов потребителей в максимизации потребительской выгоды установится равновесие спроса и цены предложения в объеме q0 при цене p0.

Если цена товара равна p2, то есть ниже равновесной, то спрос - точка d на кривой DD - будет превышать предложение - точка с на кривой SS, и на рынке будет иметь место дефицит. На рис.1 дефицит равен длине отрезка cd. На практике это будет выражаться в резком уменьшении запасов товаров у товаропроизводителей. Чувствуя повышенный спрос, производители будут повышать цену товара и увеличивать объем производства и предложения. Увеличение цены приведет к снижению объема спроса. В результате под влиянием интересов производителей в росте дохода и поведения потребителей, отражаемого кривой спроса, устанавливается равновесие спроса и предложения в точке е.

Таким образом, вследствие свободного движения цены товара, регулирующего поведение потребителей и производителей, на рынке устанавливается равновесие спроса и предложения и фиксируется равновесная цена. Строго говоря, это равновесие динамическое, а точка равновесия - лишь "точка притяжения" рыночных сил.

Как уже отмечалось, совершенная конкуренция крайне редка в современной экономике, однако она встречается, например в сельском хозяйстве: производстве пшеницы, кукурузы и т.п

Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматься или нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно тогда большее количество людей захотят приобрести их, может быть отказавшись от путешествия. В то же время телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачем рекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, у кого они должны их приобретать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое об экономике

Важнейшие проблемы российского производства
Производители отмечают, что бизнес за последние два-три года стал более разумным, более ориентированным на долгосрочные цели. Профессионализ ...

Экономическая мысль древневосточных обществ
В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформ изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалист ...

Анализ и проектирование операций с недвижимостью
Термин “недвижимость” появился в российском законодательстве со времен Петра I. Однако в ныне действующих законодательных актах еще ...

Бюджет и налоги как форма производственной деятельности
На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к вывод ...