Разделы сайта

Экономическая категория конкуренции.

По типу продукции обычно различают чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт . В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения является дифференцированной. Цены товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.

По чему же определенные отрасли состоят только из нескольких фирм? Ответ заключается в экономии издержек, существовании барьеров для вступления и слияния.

При довольно стабильном рыночном спросе все множество фирм с небольшими размерами предприятия не сможет выжить. Выгодное расширение до больших размеров предприятий некоторых фирм неизбежно будет происходить за счет конкурентов. Реализация эффекта масштаба производства некоторыми фирмами предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния.

Исторически сложилось так, что с течением времени во многих отраслях научно-технический прогресс сделал все более и более достижимым эффект масштаба. Например, предварительные подсчеты говорят о том, что в автомобильной промышленности в США в период ее становления существовало больше 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь на долю "Большой тройки" - "Дженерал моторз", "Форд" и "Крайслер" - приходится около 90% продаж произведенных в США автомобилей.

Существует и ряд других барьеров: владение патентами и контроль над стратегическими сырьем чрезвычайно важно в электронике, химической и алюминиевой промышленности. Также финансовые барьеры в виде огромных расходов на рекламу, что имело место в производстве сигарет.

Олигополия существует, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного продукта. Олигополия возникла благодаря слияниям и различным барьерам для вступления, таким, как эффект масштаба, патенты или владение сырьем.

В этой главе были рассмотрены 4 основных вида

конкуренции. Как итог в таблице 1 приведены их основные качественные характеристики:

Тип конку-

рентной

структуры

Кол-во про-

изводителей

и степень

разнообраз.

продукции

Сфера экономики,

где главным

образом,

встречается

Степень контроля за ценами со стороны

фирмы

Методы

маркетинга

 

Совершен-

ная

конкурен-ция

Много про-изводителей

однородной

продукции

Сельское хозяйство:

произ-во пшеницы,

кукурузы и т.п.

Отсутст-вует

Продажа

через то-варные

биржи или

аукционы

Несовершенная конку-ренция:

1.Монополистическая

конкуренц.

2.Олигополия

Много произво- дителей, каждый свой продукт в одной товарной группе

а)несколько

производителей одного

продукта

б)несколько

производителей различных моделей одного вида продукта

Розничная торговля: продукты питания, бензин

и т.п.

Промышленность: сталелитейная,

химическая

Автомобили,

компьютеры

Средняя  

Реклама,

соперничество в

качестве,управ-ляемые цены

Монополия

Один произво-

дитель однород-ного продукта,

не имеющего

близких за-

менителей

Местная телефонная сеть, электроснабжения,газоснабжение и прочие системы

общественн.услуг

В принципе

значительная, контролируется

государством

Реклама и

совершенствование

обслужива ния

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое об экономике

Экономическая мысль древневосточных обществ
В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформ изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалист ...

Анализ использование материальных ресурсов
В современной рыночной экономике и жесткой конкуренции, в условиях переходного периода, в котором находится Украина сегодня, довольно актуал ...

Анализ динамики развития топливных отраслей в Уральском экономическом районе
Цель данной работы – анализ динамики развития топливных отраслей Уральского экономического района за период последнего десятилетия, а та ...

Анализ финансово-экономической деятельности ОАО Мясокомбинат Омский
Мясокомбинат «Омский», расположенный в поселке «Солнечный» города Омска, был введен в строй 30 декабря 1968 года. И с самого начала парт ...