Разделы сайта

Экономическая категория цены.

Определение цены - дело важное. Предприятие должно не только произвести, но и сбыть товар с выгодой для себя, возместить расходы и получить прибыль. Цена служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия. Завышение цены приводит к тому, что фирма может оказаться за бортом рынка, занижение же неизбежно приведет к банкротству. Бизнесмены, не владеющие логикой и диалектикой ценообразования, оказываются несостоятельными конкурентами. Ценообразование - один из важнейших элементов программы маркетинга. Цена в конечном счете отражает, насколько правильно была разработана и успешно была реализована эта программа. Если товар реализуется по намеченной цене, это свидетельствует об успехе, если же потребитель оказывается приобретать продукцию по этой цене, это неудача. Через цену реализуются основные результаты деятельности фирмы и, следовательно, она определяет эффективность этой деятельности. Цена - фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, поскольку: во-первых, прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами, во-вторых, от уровня цены зависят объемы продаж.

Ценообразование - достаточно сложный процесс, ввиду того, что цена - многофакторное явление. Она может совершать движение в определенных границах. Минимальный уровень цены определяется издержками на производство и реализацию продукции.

Издержки производства подразделяются на постоянные, переменные и валовые. Постоянные издержки - та часть затрат, которая остается неизменной по величине независимо от размеров производства (плата за аренду помещения, амортизация, теплоснабжение и т.п.). Переменные издержки - та часть затрат, которая меняется по величине в зависимости от масштаба производства. Валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

Цена должна возместить валовые издержки производства и издержки обращения и обеспечить некоторую прибыль. Максимальная граница цены задается спросом.

Общество имеет множество потребностей, но каждая потребность в отдельности имеет свой предел. Спрос есть зависимость между количеством товара, которой массовый потребитель добровольно покупает в течение некоторого периода, и ценой данного товара. Многочисленные факты свидетельствуют, что при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже цена, тем больше его покупают. В этот и заключается рациональное поведение массового потребителя: при фиксированном потребительском бюджете объем потребления данного товара тем ниже, чем выше цена товара и наоборот.

Таким образом, для большинства товаров показатели спроса при увеличении спроса стремятся вниз по прямой или изогнутой линии (рис.2а). Эта кривая выражает цену спроса - максимальную цену, которую согласен заплатить покупатель при покупке данного количества товара.

рис.2а

Цена создает определенный "образ" товара в глазах потребителей. Последние часто уверены, что цена напрямую связана с качеством. Как следствие - снижение цены может привести не к увеличению, а к уменьшению числа покупок, так как покупатели могут счесть это снижение результатом ухудшения качества продукции.

Покупка товаров особого рода по особым престижным ценам, как часто считают потребители, свидетельствует о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена - цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами или признаками, это цена уникальных товаров. Кривая спроса на такие товары представлена на рис.2б.

Назначая цену на престижные товары, нужно учитывать, что спрос на них определяется как факторами экономического характера (платежеспособность покупателей, взаимозаменяемость товаров и т.п.), так и чисто психологическими моментами.

Чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения объема покупок определяется ценовой эластичность. Ценовая эластичность - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены. Она рассчитывается как отношение изменения спроса (в процентах) к изменению цены (в процентах) по формуле:

С1-С2

Ценовая С1+С2 _ ,

= Ц1+Ц2

эластичность Ц1-Ц2

где С1 - величина первоначального спроса,

С2 - величина изменившегося спроса,

Ц1 - уровень первоначальной цены,

Ц2 - уровень изменившейся цены.

Как правило, эластичность выражается отрицательными величина. Спрос эластичен в том случае, если показатель эластичности больше единицы, то есть небольшое изменение цены влечет за собой существенное изменение спроса. Неэластичный спрос имеет место, если изменение цены не сказывается заметно на спросе (эластичность меньше единицы). Унитарный спрос наблюдается тогда, когда степень его изменения соответствует степени изменения цены (эластичность равна единице).

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое об экономике

Анализ финансово-экономической деятельности ОАО Мясокомбинат Омский
Мясокомбинат «Омский», расположенный в поселке «Солнечный» города Омска, был введен в строй 30 декабря 1968 года. И с самого начала парт ...

Неолиберальная экономическая концепция
Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились еще в древнем мире. Еще когда челов ...

Антимонопольная политика РФ, значение и проблемы
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, н ...

Актуальные проблемы развития современной рыночной инфраструктуры
Как любая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые исп ...