Разделы сайта

Взаимосвязь конкуренции и ценообразования.

В предыдущих параграфах мы рассмотрели экономические особенности конкуренции и ценообразования. Какое же влияние они оказывают друг на друга? На этот вопрос я и попробовала ответить в этом параграфе.

Рассмотрим, как устанавливает цену фирма в условиях различных форм конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции

для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях чистой конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, то именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или вынуждена будет его покинуть.

На рынке совершенной конкуренции фирма не может влиять на цену, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене: MR = P (рис.3.1а) и представляет собой прямую линию, параллельную оси Х.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации.На рис.3.1а линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек, т.е. в точке равновесия М фирма будет получать прибыль. При оптимальном объеме производства Q1 средние издержки будут равны С1, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC1LQ1. Валовая прибыль - площадь прямоугольника С1P1ML.

Однако в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. Предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению прибыли.

На рис.3.1б показана обратная ситуация : средние издержки при любом объеме превышают рыночную цену. В этом случае при оптимальном производстве фирма лишь минимизирует свои убытки (площадь прямоугольника P2C2LM) минимальна именно при объеме производства Q2). Фирмы, оказавшиеся в таком положении уходят с рынка, предложение продукции сокращается и , при прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока предельная фирма не будет получать прибыль.

Наконец, когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис.3.1в), прибыль равна валовым издержкам. Так как в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная отрасль находится в состоянии полного долговременного равновесия (MC=MR=P=AC).

При увеличении цены фирма будет продвигаться вверх по кривой MC. Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки М) является фактически кривой ее кратковременного предложения.

Особая роль совершенной конкуренции заключается в поддержании на рынке равновесной цены: если цена поднимается, то предложение превысит спрос и усилится соперничество продавцов, стремящихся сбить цены. В итоге начинается движение цены к точке равновесия, т.е. к величине стоимости. В большинстве промышленных отраслей конкуренция при вложениях капитала приводит к тенденции снижения удельных средних издержек производства. В этих условиях одна или несколько фирм расширяют выпуск продукции до пределов завоевания существенной части рынки. Как следствие, разрушается совершенная конкуренция и мы имеем другой ее вид: несовершенная конкуренция

Рассмотрим теперь, как устанавливается цена в условиях чистой монополии.Используем для этого уже знакомый аппарат кривых издержек, цен и дохода.

Отметим, что кривая спроса монополиста совпадает с кривой отраслевого спроса и поэтому является убывающей: монополисты, начиная с максимальной цены за первую проданную единицу товара, понижают цену для продажи каждой последующей единицы. Отсюда следует, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска кроме первого. Очень важно отметить: для того, чтобы реализовать предельный продукт, монополист вынужден снижать цену не только на него, но и на все предыдущие единицы товара. Нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены - с большими объемами производства. И еще одно важное замечание: поскольку из предыдущего следует, что кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса (валового дохода), предельный доход раньше достигает нулевой отметки; в этом случае валовый доход перестает максимизироваться и спрос становится неэластичным, т.е. дальнейшее снижение цены не приводит к росту валового дохода. Представим это на рис.3.1.

рис.3.1.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое об экономике

Анализ себестоимости и издержек производства
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности ...

Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса
В процессе своего развития внешнеэкономические связи стран проходят определённые этапы, смена которых характеризует усиление целостности миро ...

Внедрение ГНКТ в процесс нефтедобычи
Нефтеюганский регион, расположенный в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), является территорией, на которой сосредоточены основные ...

Взаимовыгодность обмена на конкурентном рынке рента производителя и рента потребителя
В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важн ...