Разделы сайта

Взаимосвязь конкуренции и ценообразования.

Из графика видно, что каждой фирме в условиях олигополистической структуры рынка кривой спроса DD1 (по отношению к точке Е, т.е. уровню установившейся цены Р0) представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) - отрезок ED. В сторону же понижения цены - неэластичной (более крутой) - отрезок ED1. Другими словами, в точке E установившейся отраслевой цены кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены.

Эта устойчивость, или жесткость олигопольной цены (на уровне Р0) будет понятнее, если внимательно рассмотреть кривую предельного дохода олигополии. Оригинальному характеру "ломаной кривой" спроса соответствует и своеобразная конфигурация кривой предельного дохода олигополии, состоящая из трех отрезков: MR, AB, MR1. Особенно интересен отрезок АВ, представленный в виде вертикальной линии. Как уже отмечалось, существуют различия в эластичности спроса на продукцию олигополиии в сторону повышения (выше Р0) и в сторону понижения цены (ниже Р0). Эти различия и приводят к тому, что кривая предельного дохода имеет разрыв, представленный вертикальным отрезком АВ. В пределах этого отрезка кривая предельных издержек может смещаться и вверх, и вниз, но это не повлияет на уровень сложившейся олигопольной цены P0: пересечение вертикального отрезка предельного дохода и кривой MC все время будет происходить на одном и том же уровне (Р0) и неизменном объеме выпуска продукции (Q0).

Средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор, является лидерство в ценах, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.

При ценообразовании по принципу "издержки плюс", или накидки, олигополисты для того, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют "накидку" в размере определенного процента.

Рассмотрим как же теория проявляется на практике:

Уровень цен, как видно, является надежным индикатором функционирования конкуренции, по крайней мере законодательные положения, касающиеся конкуренции, базируются на этой точке зрения. Однако предприятия во многих случаях избегают агрессивной ценовой политики. Причина заключается в том, что они боятся своей уязвимости как раз в этой сфере, поскольку конкуренты могут ответить жестко и быстро. Ценовая конкуренция может в любой момент стать разрушительной со всех сторон. Кроме того, понижение цен после их повышения обратимо лишь с большим трудом. Скорость реакции конкурентов на изменение цен возрастает с улучшением сетей коммуникации. Предприятия пытаются избежать ценовой конкуренции с помощью договоров, прежде всего путем заключения ценовых картелей, среди которых особенно действенными являются синдикаты. Их члены отказываются от собственной работы на рынках сбыта и продают товар (однородные продукты типа угля, удобрений) через центральную организацию. Подобно картельным договорам действуют тайный соглашения, параллельное (единообразное) поведение конкурентов, а также признание ведущей роли крупнейшего конкурента.

Долгое время существовало мнение, что ценовая конкуренция гарантирована в тех отраслях, где имеется много одинаковых крупных предприятий. В действительности как раз предприятия этих отраслей склоняются к неценовой конкуренции.

В олигополистических условиях ценовая конкуренция выражается с разной интенсивностью. Эта структура рынка мало, что говорит о силе конкуренции. Характерны время от времени происходящие ценовые войны, которые, как правило, кончаются через короткое время. В промежутке между ними могут происходить столкновения другого рода, например рекламные баталии.

Немаловажную роль играет ценовая конкуренция между производителями и торговлей. Производитель хотел бы контролировать две цены: оптовую и розничную цену. Выручка его зависит от первой цены. Розничная цена влияет на позицирование товара. Законодательство многих государств закрепляет право формирования розничной цены за предприятиями розничной торговли. Это ограничивает возможности производителя. Он может предположить, какую цену назначит торговля при обычной торговой наценке и его оптовой цене. Однако он не может исключить, что некоторые предприятия торговли используют его товар в качестве приманки, чтобы продемонстрировать выгодность покупок у них. Другие предприятия могут последовать их примеру. Таким образом, цена товара опустится до такого уровня, который не соответствует концепции маркетинга производителя. Цена, рекомендуемая предприятием, может быть использована торговлей для показа выгодности торговых цен (через понижение цен по сравнению с рекомендуемыми).

Ценовая конкуренция происходит на стагнирующих рынках, участники которого заинтересованы в сохранении своих долей рынка. Примером тому являются крупные предприятия розничной торговли (потребительские рынки). С помощью разнообразных форм кооперации малые предприятия торговли пытаются достичь таких преимуществ в рационализации снабжения, которые позволили бы им достойно встретить стратегии крупных предприятий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Другое об экономике

Анализ деятельности корпорации ВИСТ
В своём курсовом проекте я рассмотрела деятельность компании "ВИСТ" - одной из ведущих российских фирм-производителей компьютеров. ...

Анализ себестоимости продукции предприятия
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подраздел ...

Организация производства и менеджмента в машиностроении
Наименование детали - вал. Материал - сталь 07Х21Г7АН5. Масса - 3,6 кг. Заготовка - прокат Æ40х583. Масса - 5,8 кг. Г ...

Анализ доходов и рентабельности
Анализ доходов, прибыли и рентабельности производственных предприятий всех форм собственности является составной частью анал ...