Разделы сайта

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Признаки монополистической конкуренции:

° Обладая относительно небольшой долей всего рынка, фирма имеет ограниченный контроль над ценой;

° тайный сговор с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен практически не возможен;

° существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость и тайный сговор фактически не возможен;

° продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и отличаются условиями их продажи;

° экономическое соперничество влечёт за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

° вступление в отрасль является относительно лёгким.[2; с.88]

Ситуация на таком рынке определяется двумя разнонаправлёнными тенденциями (рис. 1). С одной стороны — степенью диффе­ренциации продукта: чем она выше, чем более индивидуализиро­ваны предлагаемые товары и услуги, тем менее эластичен спрос, больше возможность поднять цену выше средних издержек и полу­чать чистую экономическую прибыль. С другой — наличием до­вольно широкого круга конкурентов, рост числа которых увеличи­вает эластичность спроса, снижает цены и сводит прибыль к нор­мальному уровню.

Р P

D2

D1

Q Q

а) б)

Рис. 1

-- Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции: а) продукт дифференцирован, небольшое число конкурентов; б)продукт слабо дифференцирован, большое число конкурентов.

Стремясь максимизировать прибыль, фирма может поднять цену без особого риска потерять всех своих покупателей, поскольку они предпочитают по каким-либо причинам продукцию именно дан­ной фирмы всем другим и готовы платить за нее даже повышенную цену. В этом смысле она ведет себя как монополист и ее рыночная позиция в краткосрочном периоде характеризуется теми же черта­ми, что и у чистой монополии: уровень выпуска определяется ра­венством предельного дохода и предельных издержек при цене, превышающей эту точку равновесия (рис. 2а)

Уровень выпуска, соответствующий точке пересечения кривой предельного дохода (МК) и кривой предельных затрат (МС), дости­гается при цене Р1. Однако спрос поддерживается на более высо­ком уровне, так как определенная группа покупателей согласна платить больше за продукцию предпочитаемой

Р P MC

МС

Р2 P1

AC

Р1 D

D

MR MR

Q Q

а) Краткосрочный интервал б) Долгосрочный интервал

Рис. 2

-- Долгосрочное и краткосрочное равновесия в условиях монополистической конкуренции

.

ими фирмы и цена устанавливается на уровне Р2. Фирма получает чистую прибыль.

Но, в отличие от чистой монополии, данный рынок относи­тельно свободен для появления на нем новых фирм, которых при­влекает сюда более высокая прибыль. Разумеется, они не могут выпускать продукцию, абсолютно идентичную той, что выпускают уже существующие здесь фирмы, но производить достаточно близ­кие заменители могут. В результате усилится конкуренция, упадет спрос и возрастут удельные издержки. Кривая спроса и кривая удель­ных затрат (АС) будут двигаться навстречу друг другу до тех пор, пока не будет достигнуто долгосрочное равновесие в точке их пе­ресечения, означающее исчезновение сверхприбыли, привлекаю­щей новые фирмы (рис. 2б).

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Анализ внутренней среды предприятия на примере буфета Омского педагогического университета
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые ...

ВНП как обобщающий показатель макроэкономики
В курсовой работе будут решаются следующие важные задачи. Во-первых, мы в сжатой форме объясняем, почему необходимо дать количественную харак ...

Анализ деятельности российских зарубежных банков в 90-х годах XX века
С момента своего основания нынешние росзагранбанки играли заметную роль в деле обслуживания внешней торговли страны. Первые из них воз ...

Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса
В процессе своего развития внешнеэкономические связи стран проходят определённые этапы, смена которых характеризует усиление целостности миро ...