Разделы сайта

Монополистическая конкуренция

Конкуренция играет, таким образом, важную роль в достиже­нии равновесия в данной рыночной структуре. Однако в отличие от рынка чистой конкуренции, воздействие на спрос здесь осуще­ствляется не через цены, а методами неценовой конкуренции, т. е. через качество продукта, рекламу и условия, связанные с продажей продукта.

Ха­рактерной особенностью данного типа рынка является то, что по­требительский спрос перестает быть для производящей фирмы чем-то данным извне, а становится объектом активного формирования. Потребителю нужно предложить продукт, чем-то отличающийся в лучшую сторону от того, что уже имелось на рынке, и убедить его в преимуществах новой модели, её большем соответствии запросам и потребностям. Отсюда — постоянное стремление разнообразить предлагаемые товары в расчете на совершенно конкретные виды потребностей, улучшать их потребительские свойства.

Важную роль играют также реклама и различные способы про­движения товаров. Если дифференциация товаров и услуг приспо­сабливает продукт к особенностям потребительского спроса, то реклама дает возможность приспосабливать потребительский спрос к продукту. Она несет информацию о новых товарах, об улучшени­ях, сделанных в традиционных, способствует созданию новых по­требностей. Разумеется, это требует затрат, которые увеличива­ют общие издержки. Однако если с помощью рекламы удается рас­ширить спрос на продукт, а следовательно, и объем его выпуска, то удельные издержки могут сократиться, а значит, в конечном счете потребитель получит продукт по более низкой цене, чем при от­сутствии рекламы. Правда, если расходы на продвижение товара встречают столь же энергичные усилия со стороны конкурентов, доля каждой фирмы в предложении практически не изменится и потому будут расти не только общие, но и удельные издержки, а значит, и цены [3; с.99-101].

В пользу рекламы можно привести следующие аргументы:

û реклама даёт информацию потребителю, которая помогает делать разумный выбор;

û реклама поддерживает национальную систему связи, т. к. радио, телевиденье, газеты, журналы частично финансируются за счёт рекламы;

û реклама стимулирует улучшение продукта;

û благодаря удачной рекламе, фирма расширяет производство. Несмотря на то, что общие издержки возрастают, издержки на единицу продукции уменьшаются;

û реклама ослабляет монопольную власть;

û реклама способствует достижению полной занятости, т. к. стимулирует высокие уровни потребительских расходов.

Против рекламы приводят следующие доводы:

A. Реклама основана часто на вводящих в заблуждение и нелепых утверждениях и больше убеждает, чем информирует.

B. Расходы на рекламу являются относительно непроизводительными и ничего не добавляют к процветанию общества, кроме того, реклама отвлекает людские и материальные ресурсы из других областей.

C. В связи с рекламой возникают значительные внешние издержки (доски объявлений портят пейзаж, возрастает потребление табака, алкоголя и др.)

D. Реклама одного производителя сводиться на нет рекламой другого, производящего аналогичный товар.

E. Обширная реклама создаёт барьеры для вступления в отрасль, а значит, усиливает власть монополий.

F. Реклама не влияет на уровни производства и занятости, кроме того, расходы на рекламу сами подвержены циклическому характеру.

Итак, фирма в условиях монополистической конкуренции в поисках максимальных прибылей, фактически, манипулирует тремя факторами: ценой, продуктом и рекламно-пропагандистской деятельностью. Каждая из возможных комбинаций этих факторов создаёт для фирмы разную ситуацию спроса и издержек. Оптимальная комбинация находится, как правило, методом проб и ошибок, т. к. её сложно предсказать. [2; с. 92-93]

Перейти на страницу: 1 2 

Другое об экономике

Женское предпринимательство
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся ...

Анализ себестоимости промышленной продукции и резервы ее снижения
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделен ...

Экономическая оценка средств производства и ценообразование товаров
Цена материальных благ является конечным результатом социально-экономического взаимодействия всех факторов производства по созданию материал ...

Анализ рынка фармацевтической продукции в Украине
Фармацевтический рынок перешёл в третье тысячелетие как мощный промышленный сектор, который входит в пятёрку наиболее прибыльных отраслей ми ...