Разделы сайта

Древний Израиль

Примером экономической мысли можно считать Библию, так как в ней уделено много места хозяйственной деятельности человека и экономическим отношениям.

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

Два начала лежат в основе Моисеева закона - .справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешивать. Все эти заповеди вытекали из общей: «Люби ближнего своего, как самого себя.» (Левит 19 : 18). Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и домашних животных. Эти законы имели чрезвычайно важное значение. Можно сказать, что они препятствовали формированию класса потомственных пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового недовольства и появление революционных ситуаций

Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб.

Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым, это и было воздаянием за богобоязненность. .Богатство было знаком божьего благословения.

Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи – акцент на права человека, а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что в отличии от государств Древней Греции, экономика цивилизаций Древнего Востока не опиралась на труд рабов. Основой хозяйства были свободные ремесленники и мелкие землевладельцы, которых государство поддерживало. Об этом можно прочитать и в Законах Хаммурапи, и в Законах Ману, а так же в других трудах древних философов.

Экономическая мысль носит характер закона, насаждаемый отдельным правителем в своем государстве. То есть не индийская, ни китайская, ни арабо – мусульманская цивилизации ( хотя каждая из них создала богатейшую культуру ) не породили экономической науки. Мысль экономическая была везде, но в упомянутых культурах она была и оставалась элементом мысли религиозно – этической.

Другое об экономике

Совет Экономической Взаимопомощи
Совет Экономической Взаимопомощи. Общеэкономическая межправительственная организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомо ...

Анализ прибора
Постановка задания и исходные данные. На предприятии, которое выпускает широкий ассортимент радиоэлектронных измерительных приборов, пров ...

Актуальные проблемы развития современной рыночной инфраструктуры
Как любая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые исп ...

Внешняя торговля России и западных стран
Оценивая ситуацию в экономике западноевропейских государств можно отметить, что в этих регионах наметились признаки оживления общехозяйст ...