Разделы сайта

Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ.

Комплексная программа формировала систему планомерных взаимосвязей организационного механизма, закрепленную в ряде положений этого документа, принятых единогласно государствами, как систему взаимосогласованных обязательств. Прежде всего, было выделено центральное звено в организационном механизме – общеэкономическая международная организация СЭВ как главный организатор межгосударственных связей в процессе развития интеграции (пп. 2, 8 разд. 1; 1-5 разд. 16). В его высшем органе, Сессии Совета, вопросы связанные с развитием интеграции, согласовывались на самом высоком уровне, а именно главами правительств.

Страны – члены СЭВ приняли обязательство осуществлять мероприятия по дальнейшему повышению роли СЭВ в развитии их многостороннего сотрудничества и обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлении Комплексной программы, прежде всего в СЭВ (пп 1,2 разд. 16). Этими положениями закреплялось центральное направление взаимосвязей всех звеньев организационного механизма с СЭВ. Они были дополнены рядом других принципиальных положений, создавших основу для осуществления взаимосвязей. Договорные взаимосвязи с СЭВ других МГЭО и их характер были определены как координационный (пп. 6, 6 разд. 16). Содержалось указание об общих принципах осуществления социалистической экономической интеграции и их единстве с принципами СЭВ (п. 2 разд. 1; п. 5 разд. 16; п. 1 разд. 17). Выше приводилось положение об учете рекомендаций СЭВ в деятельности других институций.

Экономико-правовая основа осуществления мероприятий Комплексной программы, была закреплена в системе международных экономических договоров, в которых закреплялись взаимные обязательства государств и других сторон. Международный договор, таким образом, стал также юридической формой, закрепляющей взаимосвязанность международного организационного механизма (пп. 1.5 2 разд. 8; п. 5 разд. 16).

На СЭВ, таким образом, как общеэкономическую организацию и центральное институционное звено налагалась ответственность за деятельность международного организационно-правового и экономического механизма интеграции.

В этой связи представляется важным, что было необходимо нормативно закрепить в Уставе СЭВ функцию Совета по анализу и контролю деятельности международного институционного механизма интеграции в целом и содействию координации деятельности его отдельных звеньев.

Международная правосубъектность СЭВ определяла экономико-правовую базу, на основе которой в дальнейшем создавалась возможность реализации такой функции.

Советом принимались комплексные документы, регулирующие отдельные вопросы сотрудничества стран-членов СЭВ, в частности, такие, как упоминавшиеся выше «Организационно-методические, экономические и правовые основы валютно-кредитного сотрудничества…»(1972 г.), в которых определялись частично вопросы взаимосвязей различных организационных звеньев научно-технического сотрудничества с органами СЭВ. Полного разрешения этих вопросов в этом документе, однако, не содержалось.

Во внутренних нормативных актах

Совета, в частности таких, как положения об органах Совета, правилах процедуры, вопросы взаимосвязей должны, были бы на наш взгляд, найти соответствующее разрешение применительно к компетенции каждого органа Совета.

Институционный механизм

СЭВ. В УставеСЭВ было определено, что по вопросам экономического и валютно-кредитного сотрудничества компетентные органы Совета принимали рекомендации, которые сообщались странам-членам (п. 1 ст. IV). В соответствии с Комплексной программой страны-члены СЭВ приняли обязательство «принимать меры» к тому, чтобы рекомендации СЭВ по вопросам сотрудничества в соответствующих областях учитывались в деятельности других организационных звеньев интеграции. Этим положением закреплялось, что принятые странами рекомендации органов СЭВ, должны были учитываться практически во всех институционных звеньях интеграции: международных и национальных, многосторонних и двусторонних. Тем самым учет рекомендаций СЭВ в механизме взаимосвязей стал главным правовым средством обеспечения гармоничного взаимодействия организационного комплекса интеграции. Одновременно этим определялись и взаимосвязи между интеграционными звеньями, учитывающими рекомендации СЭВ. Через систему согласованных взаимосвязей осуществлялась взаимная информация о деятельности международных органов, практике учета ими рекомендаций СЭВ, о новых задачах, требующих своего решения на уровне общеэкономического, главного органа международной институционной системы интеграции – СЭВ.

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Анализ себестоимости промышленной продукции и резервы ее снижения
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделен ...

Анализ прибора
Постановка задания и исходные данные. На предприятии, которое выпускает широкий ассортимент радиоэлектронных измерительных приборов, пров ...

Виды конкуренции, их особенности и значение для характеристики рынка
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. ...

Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии
Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на ...