Разделы сайта

Экономическая политика предприятий

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения имеют особенности ценообразования. Ведь лекарство — это особый товар: с одной стороны, производители, торгово-посреднические фармацевтические компании, аптеки должны получать прибыль, а с другой — все слои населения должны иметь возможность получения необходимой медицинской помощи. Эти два аспекта фармацевтической отрасли часто вступают в противоречие, особенно при отсутствии прогрессивной системы социальной защиты населения, ведь основными потребителями лекарственных средств чаще всего являются люди преклонного возраста, инвалиды, хронические больные с ограниченной трудоспособностью, то есть наиболее уязвимые и малообеспеченные категории населения.

Рассмотрим основные модели ценообразования фармацевтических компаний.

Ценообразование, ориентированное на затраты.

Политика цен, ориентированная на затраты, исходит из принципа покрытия всех или, по крайней мере, значительной части затрат. Необходимая информация берется из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция является методическим средством, связывающим расчеты себестоимости с ценообразованием. По цели и методам различают два вида калькуляции:

û Прогрессивная, когда на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая расходы. К недостаткам метода можно отнести недоучет влияния рынка. Рассчитанная таким образом цена не гарантирует того, что она будет принята рынком.

û Обратная, основанная на расчете, исходящем из продажной цены, и предназначенная для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Речь идет о проверке цен, ожидаемых потребителями или устанавливаемых конкурентами.

Ценообразование, ориентированное на затраты, не проблематично лишь в случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или организационными недостатками, такой способ определения цен опасен самоудалением с рынка.

Ценообразование, ориентированное на потребителей.

Конечные потребители слабо сознают побочные затраты, которые они должны нести наряду с базовой ценой (транспортные расходы, затраты времени и т.п.), плохо знают цены на сравнимые продукты. "Ломаные" цены (неокругленные) воспринимаются ими как более "честные", хорошее впечатление производит и выставление цен с помощью плакатов или знаков (языковые обозначения по типу "отпускная цена"). Под "честной" или приемлемой ценой следует понимать не конкретную величину, а область терпимости, готовность заплатить эту цену. Все, что находится ниже, неприемлемо для потребителя с точки зрения качества.

Предметом анализа при установлении цен является в этом случае готовность потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен), реакция потребителей на изменение цен (эластичность цен) и возможность дифференцирования цен. Если не учитывать необходимость оперировать ценами выше нижней границы цен, то при ценообразовании, ориентированном на потребителей, не существует непосредственной связи между затратами и установлением цен. Если потребители имеют представление о "правильной" цене, то ценообразование должно учитывать эти представления. Напротив, представления покупателей о "честных" ценах для многих новых продуктов образуются на основе требуемых за них цен.

Ценообразование, ориентированное на конкурентов.

Ценообразование, ориентированное на конкурентов, как правило, основывается на политике низких цен. Такая политика часто применяется при внедрении новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа клиентов, для использования преимуществ массового производства и "отпугивания" потенциальных конкурентов. С помощью низкой цены воздвигаются барьеры на пути продуктов-подделок (фальсифицированных лекарственных средств).

Перейти на страницу: 1 2

Другое об экономике

Виды конкуренции, их особенности и значение для характеристики рынка
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. ...

Виды форм собственности предприятий
В развитой рыночной экономике действуют четыре ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия различных форм собственности, ...

Амортизационные отчисления
Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека,связанные с удовлетворением его физиологических и духовны ...

Внедрение ГНКТ в процесс нефтедобычи
Нефтеюганский регион, расположенный в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), является территорией, на которой сосредоточены основные ...